По итогам опроса, который провели эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования», было выявлено, что в школах России имеется дефицит учителей иностранного языка, математики, русского языка и литературы. Кроме того, оценка результатов данного исследования, в котором приняли участие свыше трёх тысяч учителей из 82 регионов страны, показал наличие высокой загруженности педагогов и отсутствие достойной зарплаты.
По сообщению РБК со ссылкой на данные ОНФ, опрос проводился в период с 9 мая по 10 июня текущего года.
О нехватке учителей сообщили 48% опрошенных. Причём, по словам Любови Духаниной, замглавы думского комитета по образованию и науке, педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, «не выдерживая высокой нагрузки, в том числе и непедагогической, и низкого уровня заработной платы». По словам парламентария, учителя, покинувшие школу, отговаривают молодых специалистов работать в данных учебных заведениях. Получается, что российская школа постоянно занимается «латанием кадровых дыр».
Также Л. Духанина обратила внимание на то, что в школах сложилась ситуация, когда педагоги вынуждены преподавать предметы из разных областей. Например, учитель начальных классов начинает вести в средней школе математику, а учитель истории – географию.
О нехватке в школах учителей математики сообщают 44% респондентов, дефицит учителей иностранного языка отметили 39%, учителей русского языка и литературы – 30%, учителей начальных классов – 26%. Кроме того, эксперты отметили всё ещё сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста педагогов при «острой нехватке» молодых специалистов.
В ОНФ полагают, что решением в данной ситуации может стать внедрение национальной системы учительского роста, предусматривающей не только требования к учителю, но и к условиям, в которых педагоги работают. Причём основными мерами должны стать достойный оклад, снижение нагрузки и определение требований к труду учителя.
Представители Министерства просвещения РФ заявили РБК, что намерены тщательно изучить исследования ОНФ, отметив при этом, что в последние годы в российских школах «наблюдается позитивная динамика» относительно кадрового состава.
Глава ведомства Ольга Васильева утверждает: «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий - сельские учителя английского языка. Работа учителем всё больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают всё более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приёма в последние годы".