Психология и развитие дошкольника

27 окт. 2015 г.
0
4404

Без знания психологии дошкольного возраста родителям очень сложно правильно не только построить взаимоотношения со своим ребенком, но и организовать воспитательно-развивающий процесс. Именно поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями развития дошкольников.

Психология и развитие дошкольника

Период дошкольного возраста ознаменован выходом из кризиса трех лет, а также перестройкой специфики взаимоотношений с окружающими людьми и отношения к миру. Система социальных контактов ребенка постепенно расширяется, выходя за рамки семьи.

Ранний дошкольный возраст специалисты называют началом становления маленького человечка как личности, при этом к 5-6 годам у него происходит формирование важнейших черт характера. У малыша появляются друзья, новые увлечения и он стремится совершить свой первый шаг в "большую" жизнь, хочет поскорее стать школьником. Задача родителей на этом этапе состоит в организации интересной и комплексной подготовки к процессу обучения.

Конечно же, без знания психологии дошкольного возраста родителям очень сложно правильно не только построить взаимоотношения со своим ребенком, но и организовать воспитательно-развивающий процесс. Именно поэтому сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с особенностями развития дошкольников.

Психология младшего дошкольного возраста

Дошкольниками принято считать деток в возрасте трех-шести (семи) лет. В этом возрасте ребенок психологически уже готов к взаимодействию с другими ребятами и вхождению в коллектив. Именно поэтому запись в детский сад осуществляется с 3 летнего возраста.

В 3 года у малыша появляются друзья, хотя настоящей дружбы еще нет. Ребенок учится выстраивать отношения с окружающими, разрешать спорные и конфликтные моменты, стремится принимать участие в ролевых играх и совместной трудовой деятельности. Это помогает ему осознать, что он является существом социальным, частью общества.

Учите его конструктивному общению с другими детками, например, помогайте стараться сдерживать свою агрессию и негативные эмоции. Ребенок должен понимать, что нельзя обижать своих ровесников. Рассказывайте ему, что нужно идти на уступки и делиться своими игрушками со своими друзьями, если они об этом попросят. Эти навыки помогут ему успешно и безболезненно привыкнуть к условиям детского сада.

Психология старшего дошкольного возраста

В пять лет кроха становится более внимательной, терпеливой, усидчивой. Малыш уже способен в течение некоторого времени полноценно заниматься (слушать и запоминать информацию). В этом возрасте формируется личность ребенка. Это связано с соподчинением мотивов, то есть ребенок уже способен контролировать свои желания и делать не то, что хочется, а то, что нужно. Ведущим мотивом является поощрение и одобрение со стороны взрослого, а не страх наказания.

Ребенок становится более самостоятельным и последовательным в своих действиях. Постепенно он учится ориентироваться не на внешние правила, а пытается следовать своим собственным. Дошкольник может совершать над собой усилие и выполнять неинтересную, монотонную работу (например, собирать игрушки, потому что необходимо поддерживать в квартире порядок). Некая самостоятельность позволяет ему ощутить собственную независимость и значимость.

Безусловно, у ребенка дошкольного возраста еще не сформированы нравственные оценки и моральные принципы. Но простые представления о добре и зле уже имеются. Он понимает, что взрослых необходимо уважать и слушаться, что некоторые поступки считаются недостойными и постыдными, а другие, напротив, будут служить поводом для гордости.

У него начинают закладываться такие качества как великодушие и доброта. Необходимо воспитывать в нем способность заботиться о близких людях, учитывать их потребности и желания, быть готовым идти на компромисс. Если, кроха решила поделиться с вами своей любимой конфетой, не отказывайтесь, пусть она почувствует радость от возможности поделиться с другими.

В пять-шесть лет наиболее остро проявляются страхи дошкольника. Важно помочь ему в этот период успешно справиться с ними, преодолеть их, а не заставить отрицать и игнорировать. В возрасте шести лет малыш приходит к осознанию того, что жизнь конечна. Это может привести к формированию "страха смерти". Ребенок начинает бояться собственной смерти или потери близких людей. Понимание первопричины того или иного страха – залог эффективной борьбы с ним.

Дошкольный возраст – возраст "почемучек" и всевозможных игр

Иногда дошкольный возраст именуется "периодом вопросов". Это неудивительно, ведь ребенок может генерировать свои "почему", "как" и "зачем" сотнями, подчас ставя взрослых в тупик. Нужно запастись терпением и постараться доходчиво и понятно раскрыть суть интересующего его явления. Возможно, малыш будет переспрашивать, и просить объяснить заново. Не нервничайте и повторяйте ровно столько, сколько ребенка это будет интересовать. Эти повторения помогут ему лучше разобраться в устройстве окружающего мира. Важно не пытаться вводить малыша в заблуждение и отвечать правдиво на его вопросы, если они доступны для детского понимания. Иначе, рано или поздно ложь родителя вскроется, и ребенок потеряет к нему доверие, что приведет к нарушению контакта между взрослым и малышом.

В дошкольном возрасте на первый план выступает игровая деятельность, которая на протяжении всего этого периода существенно преобразуется. Скажем, младшие дошкольники (в три-четыре года) играют одни. Игра длится не более 20 минут, и она направлена на воспроизведение определенных действий взрослых. Старшие дошкольники (в 5—7 лет) ориентируются на выстраивание межличностных отношений, поэтому, в их игру привлекаются другие детки. Затем игра приобретает соревновательный характер и носит сюжетную направленность. В ней ребята получают возможность оттачивать и совершенствовать свои организаторские и лидерские качества.

Особенности развития ребенка дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у ребенка совершенствуется сенсорная сфера. Он начинает более точно и правильно воспринимать форму, величину, цвет и вес различных предметов. Кроме того, повышается осмысленность восприятия (углубляются и расширяются его представления об устройстве окружающего мира).

Мышление дошкольника выражается в наглядно-действенной, словесно-логической и наглядно-образной формах. Первоначально ребенок решает поставленные перед ним задачи посредством практических действий. У старших дошкольников ведущую роль играет мышление наглядно-образного плана и закладывается фундамент для логического мышления.

Память

У ребенка в большей степени развита образная память. Запоминание, усвоение информации продолжает носить непроизвольный или механический характер (заучивание). В конце старшего дошкольного возраста формируется произвольная память. Кроме того, у него прочно откладываются в памяти те события, которые связаны с яркими переживаниями и воспоминаниями (эмоциональная память).

Воображение

У дошкольника воображение носит воссоздающий характер, то есть оно основывается на чем-то ранее знакомом и реальном. Его фантазии очень красочные, оригинальные и увлекательные. Чаще всего замыслы ребенка направлены на будущее.

Речь

Дошкольник постепенно овладевает правилами и нормами русского языка. Во многом он ориентируется на взрослых и если делает ошибки, старается исправиться их. Речь может быть ситуативной, объяснительной и контекстной.

Особое место занимает психологическая готовность ребенка к школе. В этом аспекте нужно упомянуть три основополагающих фактора, на которые нужно обратить внимание в первую очередь: социальный, интеллектуальный и эмоциональный уровень развития. Хотя сегодня многие исследователи очень важной считают также и мотивационную готовность дошкольника к обучению в школе.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин выступает на стратсессии
На прошедшей сегодня стратегической сессии обсуждались вопросы разработки стратегии развития образования до 2040 года. Среди прочего речь шла об увели..
Об увеличении количества целевых мест и единых окладах для педагогов РФ
18 февр. 2025 г.
1
850
Ученики средней школы на уроке
Как сообщает пресс-служба Министерства просвещения Российской Федерации, в Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Минпросвещения от 9 октя..
В федеральные программы начального, основного и среднего образования внесли изменения
17 февр. 2025 г.
0
1256
Разработана новая методика преподавания ИИ в школах и вузах
Как сообщили ТАСС в пресс-службе Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), учёный университета Константин Розов разработал ..
Учёный из НПГУ разработал методику преподавания ИИ в школах и вузах
14 февр. 2025 г.
0
2724
Оставить свой комментарий