Наши голодающие дети

6 февр. 2017 г.
6
3643

В наше время очень много говорят и пишут о правильном питании, о сбалансированном рационе. Человек запроектирован природой на разнообразное питание. Если недостаёт какого-то элемента в организме, состояние человека может стать далёким от идеального. Несмотря на полный желудок, человек может испытывать чувство голода.

Наши голодающие дети

В наше время очень много говорят и пишут о правильном питании, о сбалансированном рационе. Человек запроектирован природой на разнообразное питание. Если недостаёт какого-то элемента в организме, состояние человека может стать далёким от идеального. Несмотря на полный желудок, человек может испытывать чувство голода. Это происходит при нехватке какого-нибудь компонента питания, без которого организму обходиться трудно, порой просто невозможно. Организм человека природой обречён на разнообразное питание. Учитывая, что за последние 40 тысяч лет заметных изменений в ДНК человека не произошло, приходится признать, что мы такие же, как наши далёкие предки, жившие за тысячу-другую поколений до нас. Мы нуждаемся в том же самом рационе, наши руки и ноги такие же, наши органы чувств не претерпели изменений. Скажут: «Вы только посмотрите на наших детей, они другие!» В чём другие? В одежде? – Да, одежда изменилась, но в каких-то деталях и тканях, если же абстрагироваться от пустяков, суть одежды не менялась, её функции остались прежними.

Связывают нас с окружающим миром те же пять органов чувств, что и при жизни в пещерах. Наши органы чувств - это средства приёма информации из внешнего мира. Всего у нас, повторяю, их пять: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Можно упрощённо назвать их приборами. Эти приборы, и только они,дают мозгу человека информацию об окружающем его мире. Естественным будет считать, что коль организм человека не изменился, не менялись всерьёз и его привычки. Да, мы стали есть менее грубую пищу и носить одежду помягче и полегче, но только и всего. Наш предок видел, слышал, осязал точно так же, как мы. В чём же разница? Разница в предметах, которыми мы себя окружаем. Наш дальний предок был окружён предметами из природы, не подвергавшейся никаким серьёзным воздействиям человека. И все органы чувств были ориентированы исключительно на восприятие предметов естественного происхождения. Наши органы чувств давали нам информацию об окружавших нас предметах, соблюдая некий привычный, естественный для нас баланс. Глаза воспринимали естественный солнечный свет, к которому и были приучены за многие тысячелетия. Звуки были природными: шелест травы, рёв зверя, писк мышки, щебетанье птички. Осязали камень, дерево, шерсть, кожу. Нюхали запахи природы, пробовали на вкус натуральную пищу.
За много веков у человека из материалов только и появилось нового, что металлы, добытые из руды путём переплавки и ковки. Каучук появился два с половиной века назад, а резина всего лишь полтора. Изготовление пластмасс началось только в двадцатом столетии. Люди, которым сегодня 60, ещё помнят мир без синтетических тканей, с натуральным молоком и колбасой из мяса. В том мире слово «аллергия» не было известно.

Искусственное освещение без применения огня появилось в конце 19-го века, а вошло в массовый быт и того позже, к середине 20-го века. Всё это говорит нам о том, что у человеческого организма было слишком мало времени для того, чтобы адаптироваться к новым материалам, веществам, спектрам излучения.


Человеческий мозг получает «пищу» через органы чувств. Все 5 каналов работают непрерывно и поставляют ему информацию об окружающем мире. Особенно важна работа этих каналов в первые годы жизни человека, когда в мозгу создаётся множество новых связей. Мозг ребёнка набирает информацию, которая впоследствии станет для него эталонной (с имеющимися данными он будет сопоставлять новую информацию). Вольно или невольно человек всю жизнь вспоминает своё детство. От того, насколько полной будет полученная картина мира в детские годы, зависит в дальнейшем его способность адаптироваться в этом мире.
Увы, количество и качество источников информации претерпело значительные изменения. Зачастую не в лучшую сторону. По сравнению с 1970 годом пространство активности детей сократилось как минимум на порядок. Пространство активности – это пространство вокруг дома, на котором ребёнок самостоятельно познаёт окружающий мир. И это пространство у современного ребёнка значительно сократилось. То есть даже территория познания стала меньше. Проверьте сами: вспомните, какое пространство охватывало ваше свободное (без контроля и помощи старших) передвижение и в каких пределах перемещается ваш ребёнок. У многих мир свернулся до размеров экрана телевизора или монитора. Кстати, надо заметить. Изображение на экране, как бы ни старались производители техники расписывать свои достижения от «тринитрона» до 3D, остаются плоскими. Расстояние от глаза до всех точек изображения практически одинаково, и глазу приходится поддерживать долгое время одну и ту же настройку, не меняя фокусировку в течение длительного времени. Таким образом, не только физически сужается кругозор, но и значительно сокращаются пределы аккомодации глаза. То есть даже в том тесном пространстве, которое осталось для освоения, возникли новые ограничения. Цвета изображения, каково бы ни было количество расписанных в рекламе, все составлены из 3-х «основных» цветов (красный, жёлтый, синий) методом суперпозиции. Оранжевый, зелёный, голубой и фиолетовый в создании изображений на экранах не участвуют, т.е. наш глаз не получает более половины частот естественных цветов солнечного спектра. Это ещё одно ограничение. Это касается и всяких энергосберегающих ламп – их спектр излучения значительно отличается от солнечного.
В настоящее время всё больше внедряются сенсорные клавиатуры, срабатывающие от прикосновения. При этом собственно клавиш зачастую просто нет – они изображены на картинке. С точки зрения изобретения – гениально, ведь задача решена так, что функция выполняется при отсутствии предмета. Но нет привычного для человеческого пальца хода клавиши, палец упирается в твёрдое – и всё. Человек недополучает привычных тактильных сигналов, что сказывается на работе мозга.
Обоняние, вкусовые рецепторы и вовсе исключаются из обращения.


Современный ребёнок гораздо реже стал общаться с ровесниками, играть в подвижные групповые игры. Он перестал ходить босиком по траве или барахтаться в снегу, перестал пускать в лужах самодельные кораблики и лепить снеговиков, запускать в небо змеев. Он не лазает по деревьям, не строит шалаши, не занимается «щенячьей» борьбой со сверстниками. У современного ребёнка ограничены возможности восприятия окружающего мира. Он частично «слеповат», немножко глуховат. Он зачастую проявляет гиперактивность – это попытка мозга искать компенсацию, попытка восполнить недостающее. Его мозг требует того, чего не могут дать в полном объёме органы чувств. Сенсоры работают в неестественных режимах, и большая часть каналов, по которым мозг получает информацию, недогружена. Канал зрения, казалось бы, наоборот – перегружен. Но он перегружен однообразной информацией, практически одними и теми же мелькающими точками вместо живых объектов. И эта избыточная, но однообразная, нагрузка не способствует развитию мозга, она лишь заставляет его работать «вхолостую», создавать однотипные связи, в которых нет необходимости. Некоторую компенсацию мозг получает не через обычные каналы. Например, по телевизору ребёнок видит животных и птиц, ему рассказывают об их повадках. Или в интернете читает о свойствах льда и пара. Но он не почувствовал холод льда и жжение пара, он не получил собственных ощущений, а лишь слышит или читает рассказ о чужих ощущениях. Что может заменить свист ветра в ушах, возникающий при беге? Как получить информацию о запахе цветка? Для того, чтобы сравнивать вкус ананаса и вкус земляники, надо иметь как минимум в мозгу память о вкусе земляники. И если нет у мозга этого эталона – он бессилен. Он может сколько угодно прокручивать чужую опосредованную словесную и даже образную информацию, но приблизиться к пониманию реального положения вещей так и не сможет. Человеку надо потрогать своими руками, почуять своим носом, увидеть своими глазами.
Приходится констатировать сенсорное голодание. Значительную часть информации, необходимой для полноценного развития, мозг современного ребёнка не получает. Недостаток информации, получаемой мозгом, приводит к его недоразвитию.


Сегодня психологи на полном серьёзе говорят о прогрессирующем «цифровом слабоумии». В мозгу ребёнка наблюдаются изменения, похожие на изменения после травмы или на начальной стадии деменции (типа старческого слабоумия). Процветает расстройство внимания, низкий уровень самоконтроля, подавленность, потеря памяти, когнитивные нарушения.
В заключение хочется сказать, что я вовсе не пытаюсь призвать к борьбе с компьютерами и прочей «цифровой» техникой. Я лишь напоминаю о том, что никакой инструмент не заменит человеку собственное чувственное восприятие окружающего мира. И чем больше мы лишаем детей возможности непосредственного самостоятельного изучения мира, тем больше будет информационное голодание его мозга в части собственной сенсорики.

Фото: http://diddlybop.ru/147592

Автор: Владимир Петров

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
418
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
754
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1171
Комментарии
Гость
Гость
22 февр. 2017 г., 22:44

Наконец то удалось прочитать очень умные мысли. Но приходиться констатировать, что это мало кого волнует.
Простой пример, молодая девушка, уткнувшаяся в свой телефон, спрашивает меня - " подскажите мне номер, подошедшего трамвая "..... !!! Она ни чего не видит вокруг ! Она уже способна, читать информацию, только на ярком мониторе перед её глазами.

Павел Живайкин
Гость
3 дек. 2017 г., 10:32

Спасибо, хороший текст.

Nadezhda Klabukova
Гость
4 дек. 2017 г., 10:15

А сейчас у детей скоро на все будет аллергия!

Ольга Остросаблина
Гость
6 дек. 2017 г., 10:10

Даже почва была богаче микроэлементами.Морковка начала прошлого века и нынешнего значительно отличаются друг от друга слишком многим.

Надежда Барсегова
Гость
6 дек. 2017 г., 10:11

Даже в нашем веке две морковки, лежащие в соседних ящиках одного и того же супермаркета, «морковь отечественная» и «морковь мытая» очень сильно отличаются!

Елена Соколова
Гость
17 мая 2018 г., 22:36

Нужно вернуть КУХНИ в школы! Горячее, добросовестно приготовленное, легко контролируемое действие работников кухни, профессионалов,ВСЕ навиду

Макс Проскуров
Гость
17 мая 2018 г., 22:36

Ну ДОГМ ли рассуждать о питании детей!?! вы как можно больше навязывайте московским родителям питание в стойле, имеется ввиду #конкорд печально известный. Закрывайте полноценные кухни, доставшиеся нам с советского времени. Переводите детей на питание порошками и смесями. И дети начнут не только голодать, но и возможно в обморок падать, язв заработают.

Оставить свой комментарий