Профориентация детей и молодежи набирает обороты

18 мар. 2019 г.
3
1015

Министр просвещения РФ Ольга Васильева считает, что реализация профориентационных мероприятий способствует укреплению позиций учреждений среднего профессионального образования на мировом рынке труда и содействует их развитию. Именно поэтому на всей территории нашей страны регулярно внедряются различные программы ранней профориентации, о которых мы сегодня и поговорим.

Профориентация детей и молодежи набирает обороты

За последние пять лет престиж среднего профессионального образования существенно вырос. Сейчас колледжи и техникумы выбирают до 60% старшеклассников, в то время как в 2013 в них поступали только 42% выпускников. Во многом это результат того, что Россия не только вошла в мировое движение WorldSkills, но и добилась ряда побед на чемпионате WorldSkills в 2017 и EuroSkills в 2018. Это продемонстрировало, что российское профессиональное образование вышло на качественно новый уровень и страна способна готовить специалистов, которые будут цениться на мировом рынке труда.

Чтобы молодые люди имели возможность как можно раньше и больше узнать о тех или иных профессиях, понять, действительно ли та или иная специальность им подходит, и в будущем получить помощь в трудоустройстве, на базе различных образовательных площадок реализуются программы ранней профориентации.

Основные программы ранней профориентации

Не так давно министр просвещения Ольга Васильева рассказала о том, что на данный момент на территории Российской Федерации открыто 89 технопарков «Кванториум» и множество других профориентационных проектов. Они позволяют детям среднего и старшего школьного возраста, а также студентам техникумов и колледжей соприкоснуться с высокими технологиями и понять, что представляют собой рабочие будни того или иного специалиста.

При этом госпожа Васильева подчеркнула, что внедрение современных образовательных программ и использование в процессе обучения новейшей техники способствует модернизации всей сферы среднего профессионального образования. Это позволяет надеяться на то, что в самом ближайшем будущем из стен российских техникумов и колледжей будут впускаться специалисты, которые будут востребованы не только на отечественном, но и на мировом рынке труда.

Итак, какие же программы ранней профориентации сегодня помогают современной молодежи определиться с будущей профессиональной деятельностью?

«Кванториум»

В детском технопарке «Кванториум» реализован ряд образовательных направлений, которые охватывают наиболее перспективные профессии:

  • нейробиология,
  • космонавтика,
  • роботехника,
  • геология,
  • IT-технологии,
  • HI-TECH,
  • малая беспилотная авиация,
  • автостроение и автомоделирование,
  • лазерные технологии.

Направления представляют собой отдельные квантумы, каждый из которых оборудован современной техникой и нацелен на раскрытие и реализацию научного потенциала будущих специалистов.

Основная цель проекта «Кванториум» – создание территории для качественного интеллектуального развития современной молодежи. Среди основных задач проекта – утверждение нового для России дополнительного образования, выявление и поддержка молодых одаренных инженеров и привлечение подростков к наукоемким технологиям в целом.

ПроеКТОриЯ

В 2013 году Президент России запустил всероссийский форум профориентации, объединивший ведущих педагогов, промышленных руководителей, а также инициативных и заинтересованных школьников. Здесь молодые люди получают доступ к образовательным шоу и мастер-классам в рамках различных программ, а также могут работать над реальными производственными заданиями.

В ходе образовательных мероприятий школьников знакомят с последними достижениями в областях космических технологий, технологий материалов и энергии, движения, здоровья, спорта, экологии, градостроения, IT и аграрной сферы.

Совместно с Министерством просвещения РФ ПроеКТОриЯ регулярно проводит в режиме онлайн различные профориентационные открытые уроки. Узнать темы и расписания таких мероприятий можно на интернет-портале «Проектория», который функционирует с 2016 года. На этом же интернет-портале можно узнать всю актуальную информацию по проекту, поучаствовать в конкурсах и флешмобах, получить доступ к уникальным образовательным материалам.

«IT-cube»

Данный проект направлен на создание образовательно-творческих площадок для формирования и развития у школьников главным образом навыков программирования. В рамках проекта «IT-cube» детей среднего и старшего школьного возраста обучают основам программирования, дополненной реальности и роботехники.

Процесс обучения будущих IT-специалистов предполагает проектную деятельность. Под руководством профессионалов молодые люди занимаются инженерно-техническими разработками и научными исследованиями. Отметим, что реализация проектов происходит совместно с крупными экономическими предприятиями, федеральными и региональными компаниями.

«Билет в будущее»

Проект «Билет в будущее» нацелен на то, чтобы помочь школьникам найти профессию, которая будет им по-настоящему интересна, а также подготовить их к дальнейшему обучению и трудоустройству. Для начала молодым людям предлагают пройти ряд профориентационных тестов. Затем, на основе полученных результатов, специалисты подбирают и предлагают специальные мероприятия – профпробы, где участники смогут заняться деятельностью, полностью соответствующей реальным задачам профессии.

Профпробы проводятся на сертифицированных площадках, где участники проекта получают необходимое оборудование, ПО, реальные расходные материалы и инструменты. Взаимодействуя с педагогом-наставником, школьник должен выполнить практическое задание. Это позволит ему убедиться, что он выбрал подходящую профессию, вызывающую у него искренний интерес.

Поскольку основная задача таких мероприятий – сформировать у школьников представление о реалиях профессии, развлекательные элементы на профпробах отсутствуют.

«Молодые профессионалы»

«Молодые профессионалы» – это федеральный образовательный проект, организованный в рамках международного движения WorldSkills. По словам Саймона Бартли – главы WORLDSKILLS INTERNATIONAL – движение стремится к тому, чтобы общественность не только узнавала о рабочих профессиях, но и понимала, что в данной сфере тоже можно выстраивать успешную карьеру. В целом же WorldSkills повышает престижность рабочих профессий, совершенствуя профессиональные стандарты на международном уровне.

Посредством соревнований – как международных, так и в рамках одной страны – движение демонстрирует важность качественной профессиональной подготовки и преимущества того, как важно быть лучшим в своем деле. Организаторы WorldSkills уверены, что стремление быть лучшим будет стимулировать молодых специалистов к самосовершенствованию, вследствие чего стандарты профподготовки будут постепенно повышаться. Отметим, что в соревнованиях принимают участие не только студенты колледжей и Вузов, но и начинающие квалифицированные рабочие.

К настоящему времени проектом «Молодые профессионалы» было организовано примерно 500 чемпионатов, участниками которых стали больше 100 тысяч молодых людей России. В министерстве просвещения подчеркнули, что данный проект находится в списке приоритетных, поэтому уже сегодня запланировано существенное обновление материально-технической базы учебных центров, создание самых современных мастерских/лабораторий и внедрение инновационных практико-ориентированных образовательных программ.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Анзор Музаев выступает на Всероссийском совещании с региональными министрами образования
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании с региональными министра..
Глава Рособрнадзора рассказал о приоритетных задачах на 2025 год
17 дек. 2024 г.
0
355
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
У джазовых музыкантов есть такое понятие «джем» — формат, который объединяет исполнителей для свободного творческого самовыражения. Но теперь это не т..
Вдохновение джазом: новый формат в образовании. Первый Educational JAM собрал экспертов на творческой импровизации
16 дек. 2024 г.
0
885
Школьники сдают экзамен
Первый зампред Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Леонид Огуль предложил ввести в школах предмет «Моё здоровье», а Минцифры и Минпросвещения Росси..
О предмете «Моё здоровье», учебнике по информатике и демонстрационном экзамене для школьников РФ
16 дек. 2024 г.
1
1016
Комментарии
Александра Ивановна
Гость
22 мар. 2019 г., 11:39

Профориентация - не набор театрализованных мероприятий, а ПРЕЖДЕ ВСЕГО система психолого-педагогических групповых и индивидуальных занятий (начиная с 8 класса). В современной России почти нет убедительной концепции и методики профориентирования детей. ВТОРАЯ проблема - отсутствие необходимой подготовки педагогов и РОДИТЕЛЕЙ. Значит, МИНПРОСУ и Академии образования пора заняться разработкой названных концепции и методики! А НВП и цифровизацию надо чуть-чуть отодвинуть! А.И. Рудных

Татьяна
Гость
22 мар. 2019 г., 12:02

Здравствуйте! Обратите внимание!!!!
Сергеев, И. С.
Проектирование системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикального интегрированного непрерывного образования [Текст] : монография / И. С. Сергеев. - Москва : Перо, 2017. - 225 с. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-906972-35-4 : 1500 экз. ещё
Описание Электронный заказ Проголосовать за оцифровку

Александр Панов
Гость
25 мар. 2019 г., 20:04

Профориентационная работа в России всё более сводится к крупным финансовым проектам, реализуемых центральными структурами, с привлечением регионов, как правило, на основе организационного ресурса. Безусловно, крупные всероссийские акции и региональные мероприятия с привлечением крупных работодателей необходимы, но в меру. Мероприятие – от слова мера, оно определяет меру педагогического одноактного воздействия/влияния (А.С. Макаренко).
Необходима система систематической профориентационной работы на уроне школы, района/города. Надо вспомнить опыт профориентации середины 80-х годов прошлого века.
Например, возможная модель системы профессионализации на уровне школы:
1. Разработка и реализация межпредметных программ политехнического образования учащихся, реализуемой учителями ряда предметов.
2. Реализация принципа профессионально ориентированного обучения с 9 по 11 классы.
3. Реставрация трудового обучения с 1 по 11 классы в современных формах и на современной МТБ.
4. Введение учебного предмета типа «Основы производства и выбор профессии».
5. Разработка и реализация программы производственно-трудового воспитания.
6. Разработка и реализации элективных и факультативных учебных предметов по различным ремеслам. Занятость, развитие. «В основе умственного развития лежит мышечное движение».
7. Разработка и реализация системы временной профессионально-трудовой занятости детей на базе межшкольных мастерских, цехов, участков, на рабочих местах реальных предприятий.

Оставить свой комментарий