Система «атаки на двойку»: методика Шаталова

29 нояб. 2020 г.
15
49138

Сегодня на детвору обрушиваются лавиной знания, которые нужно усвоить быстро, эффективно и в большом объеме. На непосильные нагрузки постоянно жалуются не только сами школьники, но и их родители, которые уверены: стрессы не добавляют желания учиться их детям. Учителя не успевают уделить внимание каждому ребенку на уроке, что плохо сказывается на системном контроле знаний, а пробелы выявляются уже на экзамене.

Система «атаки на двойку»: методика Шаталова

На помощь может прийти методика В.Ф. Шаталова. Он сам – ученик лучших педагогов советской школы, с 50-летним стажем работы, из которых 40 лет он работал в обычной донецкой школе, учителем математики, а затем директором. Шаталов не «строил» карьеру, он – учитель по призванию, и его методика – это богатый жизненный и педагогический опыт.

Об авторе методики

Виктор Федорович Шаталов – Народный учитель СССР, автор методики эффективного обучения на основе педагогики сотрудничества. Биография учителя состоит из участия в Великой Отечественной войне и 40-летнего опыта работы в школе, который он совмещал с работой в лаборатории интенсификации учебно-воспитательного процесса, при Академии педагогических наук СССР, в г. Донецке, которую возглавлял вплоть до ее закрытия после распада СССР.

Сейчас в его домашней библиотеке более 60 книг, опубликованных на 17 языках. Все они – о любви к профессии, к детям, о желании увидеть в каждом ребенке личность и вырастить гения.

Об основных принципах методики гуманизма и уважения к личности ученика

Главную идею, подвигнувшую педагога на создание методики, сам Шаталов сформулировал так: «Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги».

Его ученики усваивали годовую программу по математике за 10 часов. Принципы настолько просты и понятны, что легко применимы для всех школьных предметов:

  • Учитель должен быть заранее уверен в успехах учеников: оптимистичный настрой помогает в работе не только детям, но и учителю;
  • Даже если у ребенка что-то не получается, учитель делает акцент на его успехах, сглаживая неприятные эмоциональные переживания из-за неудач;
  • Оценка – инструмент, требующий осторожного обращения: «двойками» и бесконечными замечаниями, даже если они заслужены, детей не учат, а калечат!
  • Дети боятся плохих оценок, и этот страх сковывает их, заставляет бояться осуждения, упреков и насмешек, поэтому на уроке нужно создавать дружескую, доброжелательную атмосферу, внимательно относиться к слабому ребенку и морально поддерживать его;
  • На уроке не должно быть деления на слабых и сильных учеников: нужно проявлять уважение к достоинству каждого ребенка.
  • Ответственность учителя: сначала научить, не упустив ничего, а затем требовать.

Виктор Федорович всегда брал самые отстающие классы и добивался успехов. Секрет его методики заключается, прежде всего, в умении заинтересовать тех детей, на которых учителя «поставили крест», расписавшись в собственном бессилии. Кроме того, в работе Шаталов всегда опирался на знание детской психологии – основного инструмента, помогающего наладить контакт с каждым ребенком.

Его уроки всегда строились на принципе сотрудничества и равенства между всеми участниками процесса, включая самого учителя.

Школа-студия Шаталова: методика в действии

В основе методики Шаталова – теория развивающего обучения В.В. Давыдова, которого донецкий педагог-новатор считает своим учителем. Его последователи сейчас работают в Москве и преподают мастер-классы от Шаталова. Сегодня, как и в советское время, от желающих увидеть шаталовскую методику в действии, нет отбоя. На уроках в школе-студии присутствуют и учителя, и родители, которые тоже вовлечены в учебный процесс и принимают в нем активное участие.

Для тех, кто не имеет возможности побывать на уроках – краткая схема построения плана:

  • Переход от теории к практике;
  • Каждый урок состоит из блоков – нескольких связанных тем: Шаталов отказался от принципа «линейного обучения», так как дети от урока до урока забывают небольшие отрывки из одного раздела, что затрудняет восприятие темы в целом:

центральной темой урока становится самая сложная в разделе, и вокруг нее строится остальной материал; каждой отдельной теме раздела присваивается порядковый номер, и весь раздел можно изобразить схематически, следуя предложенному порядку нумерации, а такая предсказуемость позволяет видеть суть, логически находить взаимосвязь;

  • Излагать только суть, осекая все, что может рассеивать внимание на второстепенные детали;

Объединение раздела в общую тему урока приводит к перегрузке, что недопустимо. Учебники Шаталова – «без воды», минимизированы до сути. Это позволяет сократить время для изучения и усвоения программы по предмету. К примеру, материал по математике содержит основные понятия и логические связи между ними, так как одна и та же формула имеет множество вариантов вывода, и поэтому заучивать доказательства одной и той же теоремы ученикам не обязательно. Результат такого подхода – сокращение объема учебников, дети за 2 года усваивают курс, рассчитанный на 3 года.

  • Использование ярких, привлекающих зрительное внимание, опорных (сигнальных) карточек или схем при изложении;

Опорные сигналы, разработанные Шаталовым, сегодня используются в картах памяти (mind maps); опорные карты-схемы, связанные между собой, не должны содержать больше 7 смысловых тезисов (это – число элементов, которыми может оперировать память одновременно); для школьников карты-схемы и опорные сигналы готовятся учителем заранее, а студентам рекомендуется самостоятельное изготовление карт, чтобы задействовать механическую память и развивать критическое мышление;

  • Проговаривать вслух одно и то же 3-4 раза: это улучшает запоминание, благодаря активизации слуховой памяти, при одновременном снижении концентрации внимания:

первые 3-4 дня информация «стирается из памяти» на 30-40%, затем включается в работу долгосрочная память; методика Шаталова опирается на этот механизм;

  • Слушать и одновременно конспектировать услышанное нельзя;
  • Конспекты, состоящие из блок-схем, легко воспроизводятся, воспринимаются родителями, не присутствующими на уроках, а значит удобны для контроля, самоконтроля и повторения материала перед экзаменами;

В школе Шаталова система проверки имеет несколько вариантов: самопроверка, взаимопроверка, проверка родителями и т.д.

  • Каждый ученик должен отвечать на каждом уроке, а учитель суммирует заработанные баллы: дети должны быть активными, не чувствовать, что им не уделили внимания;
  • Принцип «открытой перспективы»

Заработанные баллы записываются, суммируются, вносятся в журнал карандашом, а ребенку предоставляется возможность исправить неудовлетворяющую оценку, когда он почувствует уверенность в своих силах;

  • Уделять внимание комфорту и благожелательной атмосфере на уроках;
  • Обязательный элемент каждого урока – физкультурная пауза.

Под этими принципами подводится главная черта – гуманизм в отношении учеников и родителей. Ничего особенного, только необходимость в поощрении стремления ребенка к учебе, благожелательное отношение к родителям, выстраивание дружеских отношений с одноклассниками. Успехом в работе учителя и поводом для радости В. Ф. Шаталов считает, достижение принципа «4 П»: представляет, понимает, помнит, применяет.

Учитель, о котором его ученики, пока еще говорят в настоящем времени, воспитал за 40 лет педагогической работы 58 кандидатов и 12 докторов физико-математических наук из учеников, которых даже их родители считали безнадежными. Ученики его последователей поступают в престижные ВУЗы.

Профессор обращался к президенту Украины Кучме, чтобы тот оказал помощь в дальнейшей разработке методики и ее внедрении. Аргумент эффективности – экономия времени и прочность усвоения знаний. Удивительно, что на Западе идея донецкого учителя-новатора нашла отклик (его книги были переведены на множество языков мира), а дома – как обычно, «нет пророков»…

Источники изображений: vsednr.ru, cdni.rt.com, kabruss.blogspot.com

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
977
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1372
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провёл личный приём граждан и ответил на интересующие родителей и педагогов вопросы, связанные с организацией п..
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
15 нояб. 2024 г.
0
2883
Комментарии
НЕЛЛИ
Гость
4 дек. 2020 г., 22:22

В своё время читала всё о Шаталове и его методах обучения. Потом что-то всё ЗАТИХЛО.
Советская школа была ОБРАЗЦОМ! Неужели поняли,что НОВОЕ- ХОРОШО забытое старое?СПАСИБО, ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ! Последователям-успехов! Я с вами.

Андрей Спиридонов
Гость
22 дек. 2020 г., 10:08

Методика классная

Светлана Титаренко
Гость
23 дек. 2020 г., 22:52

Я пользовалась его опорными конспектами по физике.
Мне нравилось !

Татьяна Ивановна Бурова.
Гость
9 янв. 2021 г., 14:55

Прекрасная ,очень понятная,эффективная,результативная методика. Работала по ней ,достигала замечательных результатов эффективного изучения географии . Это просто гений и человек,который внёс огромный вклад в методику преподавания любого предмета по его технологии.На столько всё упрощается и учащиеся работают без надрыва с пониманием своих задач на уроке + опережающее обучение,когда уч-ся первично знакомятся с информацией новой темы самостоятельно дома,а на уроке идёт углубленное изучение темы. Пока никто ничего лучшего не придумал.

Целуева Ольга
Гость
10 янв. 2021 г., 16:11

В 1991 году поехали с подругой в Полтаву, прочитав о курсе подготовки учителей. Наш лектор уехал, а вместо него приехал В,Ф, Шаталов. Его систему тогда уже ругали, тк всё было нестандартное. Но наша учитель математики (мы обе учились у нее) тоже была нестандартная в школе, она как раз применяла частично уроки Шаталова. Сейчас сама удивляюсь, она вызывала 11 человек к доске и всех успевала опросить, мы писали конспекты, по которым поступали в институт, развивала зрительную память. Ныне об этом только мечтаю...
После этого курса я влюбилась в его методику, стала применять в своей работе. Дети подхватили, учили конспекты, пересдавали свои незачеты. Шаталов, действительно доказал, что надо любить каждого ученика. Когда мы сдавали ему опорные сигналы по геометрии 7 класса, у многих дрожали руки, он говорил: "Волнуетесь?...Вы же учителя, вы же это всё знаете...А представьте детей на вашем месте, а они не только волнуются, но еще и боятся. А вы им, а ты такой сякой...Надо в каждом видеть Человека!" Эти дни не забудутся никогда.
Потом я перешла в частный лицей, где было раздолье. Сейчас вернулась в простую школу, дети не те, что мне не говорите. На все вопросы ищут ответы в интернете. У всех одно: "покажите как, а мы так и решим". Шаталов говорил: "Главное не оценку поставить, а добиться, чтобы ученик выучил эти формулы". Если предложишь пересдать материал, то никто не приходит, а родители сразу жалуются, что перегружаю. А с пандемией, так вообще никто ничего не воспринимает. Интерес у детей только на репетиторских занятиях, потому что там дети "хотят знать" математику.
Теперь, после смерти Виктора Федоровича, образование вспомнило о его гениальном творении. Светлая память Настоящему Учителю

Иван манычский
Гость
10 янв. 2021 г., 21:44

Боюсь что разрушители добились столь высокого успеха , что В.Ф. Шаталов уже не поможет! По опыту работы в высшей школе- сделаю такой вывод.

Федюнина Лидия Михайловна
Гость
12 янв. 2021 г., 11:24

Спасибо, Виктор Федорович. Преподавала физику по вашей методике. Работать было легко, ученикам было комфортно. Думаю, что Ваше дело всегда будут продолжать Ваши последователи, в любые времена.

Татьяна
Гость
25 янв. 2021 г., 14:36

Замечательная методика! Использовала в 90-е на уроках русского языка.

Тамара
Гость
25 янв. 2021 г., 23:38

Была на курсах Шаталова в 1991 г. Работала по его методике очень долго. Нравилось всем и детям,и мне, и родителям,но не начальству.Сейчас я на пенсии,репетитор по математике,применяю его идеи в полной мере.Спасибо ему огромное.Очень хочется чтобы его методикой овладели как можно больше учителей.В этом случае никаких егэ не надо.

Елена
Гость
6 февр. 2021 г., 3:42

Почему такая методика не прижилась в школах. Я когда узнало ней, очень хотела использовать, но меня быстро успокоили наши методисты объяснив, что Шаталов обладал гипнозом, поэтому все у него получалось. А сейчас так элементы некоторые использую.

Александр
Гость
16 февр. 2021 г., 16:16

Работал по его методике с большим удовольствием. Польза несомненная. Первыми завозмущались отдельные родители: "Дети ничем почти не занимаются, только русский для них - главный предмет"

Наталья Герасимова
Гость
21 февр. 2021 г., 16:29

С уважением отношусь к Шаталову и его методике. Но вырванные из контекста высказывания о том, что не бывает необучаемых, тоже далеки от реального положения дел. Такое впечатление, что высококлассный педагог способен уподобиться богу — научить любого ребёнка, переступившего порог школы. А то, что причин неуспешности школьника гораздо больше, чем отставание по предмету и страх плохой оценки, об этом умалчивается. Вот пример. Врачи (неврологи, психиатры) снимают с домашнего обучения, потому что ребёнок окончил начальную школу или его диагноз исключили из списка, а не потому что поправилось его здоровье. Коррекционная педагогика почти так же разрушена, как и традиционная. Только требования к обычному учителю всё растут и растут.

м
Гость
24 февр. 2021 г., 0:34

Как будет работать школа Шаталова, если ученик "посылает" учителя на уроке?

Ольга
Гость
25 февр. 2021 г., 4:01

Жаль, что мою дочь поздно учить. Ей 12 и она не хочет учиться. У неё конфликт с учителями. Из школы приходит в слезах

nennat
Гость
19 июл. 2023 г., 22:47

Сибирь. Томск, 1981 год. Нам было по 14, 15 лет когда в школе появился учительфизики. 2 года до окончания. А у предыдущего года - 1 год. И поступать в ВУЗы и техникумы собирались многие.
До этого физика практически не преподавалась, так местами и немного... Репетиторов, как таковых не было. Физику выучили все. Без репетиторов и дополнительных занятий. Более того в конце каждого полугодия у нас оставались "ненужные часы, так как материал был усвоен. Сидели, играли - из какого-нибудь большого слова составляли другие - кто больше.
Здесь в комментариях много "не того" написано.
1. В советское время не поощрялось преподавание по шаталовской методике, многих устраивали стандартные методики. Шаталовский метод далеко не в каждой школе позволяли вести.
2. 12 лет - совсем не поздно. мы начали позже.
3. не знаю обладал ли Шаталов гипнозом, но полагаю дело не в гипнозе. У учителей-то не было. У нашего физика точно не было.
Вообще-то, методика - ИЗУМИТЕЛЬНАЯ!!!!
А советская школа была лучше не из-за Шаталова, о котором мало кто знал, а из-за того, что не использовался подход Эльконина-Давыдова.

Оставить свой комментарий