Институт образования НИУ ВШЭ: большинство родителей пока не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы

1 февр. 2018 г.
2
4781

В 2016-2017 учебном году экспертами Институтом образования НИУ ВШЭ был проведён мониторинг экономики образования. В ходе анализа выяснилось, что число активных родителей, готовых участвовать в жизни школы, растёт, однако пассивных пока ещё гораздо больше.

Институт образования НИУ ВШЭ: большинство родителей пока не готовы участвовать в учебном процессе и развитии школы

На основе полученных аналитических данных оказалось, что в большинстве своём родители следят за школьной жизнью детей, но при этом участвовать в процессе обучения и развитии школы не готовы. В частности, 75% участвовавших в опросе следят за событиями в классе и примерно 66% интересуются школьными новостями. Каждый третий респондент помогает организовывать классные и внеклассные мероприятия, каждый четвёртый – входит в состав родительского комитета.

Только один из четырнадцати опрошенных вносит какие-либо предложения относительно организации учебного процесса и внеурочной деятельности, один из 18 высказывает свои идеи относительно развития всего образовательного учреждения: какие профили открыть на старшей ступени, какие детям нужны кружки, с какими высшими учебными заведениями или музеями было бы полезно сотрудничать и т.п.

По мнению Татьяны Мерцаловой, одной из авторов исследования вовлечённости родителей в школьную жизнь детей и ведущего эксперта Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ, причинами низкой активности родителей в обсуждении общешкольных вопросов может быть сомнение в собственной компетентности, общая гражданская пассивность или боязнь высказывать непрофессиональные суждения относительно чужой деятельности.

Эксперт НИУ ВШЭ полагает, что активность родителей в решении многих вопросов, особенно тех, на которые у администрации не всегда хватает времени, может оказаться действенной. К примеру, речь идёт о расширении спектра услуг допобразования, организации дорогостоящих коллективных экскурсий или выездов за пределы образовательного учреждения и много другое.

75 процентов респондентов каждый день или несколько раз в неделю просматривают электронный журнал или обычный (бумажный) дневник ребёнка. На второй и третьей позиции по частоте обращений находится общение родителей с классным руководителем и родителями других обучающихся. При этом наименее востребованным источником информации по части обучения детей оказалась администрация школы и учителя-предметники.

Свыше 95% опрошенных основным способом взаимодействия с учебным заведением назвали родительские собрания. Предпочитают общение по телефону с учителями и администрацией примерно 58% участников опроса, личные встречи – 55,9% и менее 10% используют соцсети и другие интерактивные сервисы.

Более активные по результатам исследования оказались родители в частных школах: почти в 2 раза чаще они вносят предложения, касающиеся развития учреждения, организации процесса обучения и внеурочной деятельности. Кроме того, они чаще используют соцсети, мессенджеры, SMS-оповещения для общения с учителями или администрацией. Однако при этом в четыре раза реже просматривают электронный дневник с целью контроля своих чад.

По словам Т. Мерцаловой, оплачивая обучение детей, родители, воспринимают процесс образования как услугу. Это одновременно и хорошо и плохо. С одной стороны они следят за качеством, а с другой – стремятся вмешаться в учебный процесс, диктуя свои условия и создавая напряжение в отношениях с учителями. В основе же эффективной работы должно лежать сотрудничество на равных.

Также в Институте образования НИУ ВШЭ рассказали о том, что многие крупные исследования, среди которых и PIRLS, отмечают позитивное влияние на учёбу детей активного участия родителей в школьной жизни. При этом активность родителей во многом зависит от поддержки и положительного отношения со стороны школы. Однако, по данным мониторинга экономики образования, работа учителей школ с родителями занимает минимальное количество времени и не ценится руководством.

Фото взято с сайта http://detki.guru.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Всероссийский математический диктант
Как сообщает РИА Новости, Т-Банк ко Дню математика, проведение которого запланировано в России на 1 декабря, запустил образовательный проект «Т=Матема..
1 декабря пройдёт Всероссийский математический диктант
22 нояб. 2024 г.
0
894
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
1205
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
1151
Комментарии
Вероника Павлова
Гость
2 февр. 2018 г., 14:23

не все взносы на ремонт сдают

вячеслав семенович
Гость
4 февр. 2018 г., 19:34

вы не правы!1.классы разделить на девочек и мальчиков
нумерацию классов убрать
3. школьную форму отменить.
411классов заменить на 10 или 12ввести обязательное изучение эзотерики.
5дать нормальную не меньше 30 тысяч зарплату в месяц.

Оставить свой комментарий